Кризис - одно из состояний живого организма. Еще в древней Греции под кризисом понималось завершение или перелом в ходе некоторого процесса, имеющего характер борьбы. В самом общем виде, кризис есть нарушение равновесия и в то же время процесс перехода к некоторому новому равновесию.
Возрастные кризисы - условное наименование переходных этапов возрастного развития. В отечественной психологии представление о возрастном кризисе ввел П.П.Блонский. Стержневой проблемой психологии развития П.П.Блонский полагал проблему возраста. Возрастом он называл эпоху или стадию развития, которая характеризуется определенным симптомокомплексом, т.е. сочетанием устойчивых и специфических психологических структур. П.П.Блонский первым в советской психологии различил резкие (критические) и постепенные (литические) периоды в психическом развитии. Эпохи или стадии развития - это времена жизни, отделенные друг от друга резкими переходами (критическими периодами), а фазы развития отделены друг от друга литически. При этом сами возрастные эпохи являются исторически изменчивыми и определены в своём содержании конкретными условиями жизни человека. (Слоботчиков В.И., Исаев Е.И. 2000)
Л.С. Выготский в работе «Проблема возраста» поставил проблему возрастного развития, т.е. предположил, что онтогенез есть регулярный процесс смены стабильных и критических возрастов.
«В относительно устойчивые, или стабильные, возрасты развития совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-то возрастного новообразования».(Выготский Л.С.,1984.).
Различие стабильных и критических возрастов Выготский основывает на анализе социальной ситуации развития как фактического определения возраста: стабильный период определяется гармонией между средой и отношением человека к ней, критический же период – дисгармонией, противоречием.
А.Н.Леонтьев продолжил развивать идеи Л.С.Выготского в рамках деятельностной парадигмы. Здесь возраст характеризуется через определение ведущей деятельности данного периода и места человека в системе общественных отношений.
«Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущем на данном этапе отношением человека к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности». Именно в русле ведущей деятельности формируются основные новообразования стабильного периода – новые способности индивида, подготавливая момент перелома, взрыва – кризиса. Критический же возраст в теории деятельности – момент смены ведущей деятельности и перехода в новую систему общественных отношений.
По А.Н Леонтьеву, возникновение новой деятельности связанно с механизмом возникновения новых мотивов, со «сдвигом мотива на цель». «Действия все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они то и образуют так называемые кризисы развития. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности». (Леонтьев А.Н.,1983 стр. 217).
В зарубежной психологии одним из ведущих ученых, занимавшихся анализом кризисов развития, является Э.Эриксон. В своих работах Э.Эриксон опирался на теорию развития З.Фрейда.
Ключевым в теории Э.Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное… ощущение тождества и целостности». (Эриксон.Э.,1996. с. 28). Идентичность – это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя не изменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах.
Формирование идентичности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий. Э.Эриксон выделяет восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативами в решении возрастных и ситуативных задач развития. При этом первые пять стадий по обозначению совпадают со стадиями, выделенными З.Фрейдом. Задачи и содержание развития на каждой ступени определяются обществом, в котором живет человек.
Решение задачи на каждой стадии жизненного цикла сводится к установлению определенного динамического соотношения между позитивным и негативным вариантами развития Развитие личности борьба этих крайних возможностей, которая не прекращается при переходе на следующую стадию развития. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы самоидентичности и открывает возможности включения субъекта в более широкое социальное окружение.
Переход от одной формы самоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.
Еще один из известных западных ученых, основатель школы генетической психологии Ж.Пиаже. Хотя термин кризис не присутствует в его работах, стадии развития и специфика перехода от одной стадии к другой описаны достаточно четко.
Ж.Пиаже полагал, что основой психического развития является развитие интеллекта, определяющее развитие восприятия и памяти, усвоение норм взаимоотношений с другими, становление эмоций и чувств и т.д. Поэтому этапы психического развития – это фактически этапы развития интеллекта, через которые последовательно проходит человек. В качестве основных процессов, определяющих развитие интеллекта ребенка, Ж.Пиаже выделял адаптацию, ассимиляцию, аккомодацию и уравновешивание.
По Ж.Пиаже, познание есть взаимодействие организма со средой, направленное на адаптацию (приспособление) к среде. Адаптация состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Состояние равновесия всегда лишь приблизительно, и самое его достижение ведет к появлению новых задач, для которых наличных возможностей уже не достаточно. Равновесие неизбежно сменяется нарушением равновесия, а это снова актуализирует тенденцию к уравновешиванию. Таким образом, развитие получает внутреннюю движущую силу, а тенденция к уравновешиванию становится основной тенденцией интеллектуального развития.
Кризис является неотъемлемой составляющей частью человеческого развития. В китае слово кризис состоит из двух иероглифов, первый иероглиф «Вэй» - «опасное время». Второй «Цзи» - «время возможностей, шанс». Находясь в кризисе человеку важно понимать, что перед ним открываются новые возможности и нахождение точек опоры, новых жизненных смыслов может существенно помочь ему в преодолении кризиса и выходу на новый уровень развития.